Алгоритм "Королев". Чего ожидать от Яндекса?
22 августа «Яндекс» представил новый поисковый алгоритм «Королев». По заявлению компании он будет работать на основе нейросетей. А это соответственно означает, что он будет искать информацию не по ключевым словам так как это делается обычно, а по смыслу поискового запроса. Суть работы нового поискового алгоритма «Королев» заключается в сравнении содержание страниц и смысла текста, а не только по заголовкам.
Для того, чтобы создать алгоритм такого типа, «Яндекс» воспользовался данными о запросах десятков миллионов пользователей. Это все делалось для того, чтобы нейросеть научилась понимать информацию.
В 2016 году «Яндекс» уже запускал поисковый алгоритм на основе работы нейронных сетей под названием «Палех». Но потом его перевели в новый алгоритм «Королёв». Кстати, о “Палехе” я уже писала ранее.
По какой схеме работает алгоритм?
С помощью возможностей нейросети тексты веб-страниц превращаются в семантические векторы. А для правильной и более точной настройки поиска применяется поисковая статистика и оценки миллионов пользователей системой. Суть состоит в том, что алгоритм высчитывает векторы страниц не в режиме реального времени, а на этапе индексирования. Это происходит так: пользователь задает запрос, алгоритм сравнивает вектор запроса с уже известными ему векторами страниц. В итоге подбираются веб-страницы соответствующие запросу по смыслу.
Ранее Яндекс использовал нейронные сети для ограниченного числа страниц (около 150) по запросу из-за большой вычислительной сложности. На сегодня число страниц увеличено до 200 000.
Существует мнение, что машинное обучение, в частности нейросети, в будущем дадут возможность научить поиск работать на уровне смыслов, которые имеет в виду обычный человек при поиске чего-либо. Правда, в данном случае все равно не обойтись без помощи людей. Машине показываются примеры на основе запросов пользователей поиска.
В чем преимущество нового алгоритма поиска?
Это не умение нейросети анализировать, а умение учиться и запоминать. По-простому: ресурсы, которые по выбору пользователей не будут соответствовать ожиданиям выдачи, будут постепенно выпадать из выдачи. Это, конечно же, упростит жизнь в Сети обычным пользователям Яндекса, но для сео-специалистов станет новой головной болью.
Что важно знать маркетологам на данном этапе работы нового алгоритма?
- оптимизированные сайты будут конкурировать не только друг с другом, но также и с сайтами, которых вообще не касалась рука оптимизатора;
- наиболее значимые изменения коснутся «длинного хвоста» запросов, под которые целенаправленно SEO-специалисты мало работают. Их много, они редкие и часто обеспечивают единичные заходы на ресурс.
Коммерческие факторы ранжирования Яндекса рассмотрены в отдельной статье.
Как продвигать сайты под новый алгоритм?
Специалисты рекомендуют в первую очередь писать “человеческие” тексты, тоесть делать сайт для людей. И, конечно же, сильно не париться по этому поводу.
Команда Яндекса в который раз подчеркнула, что новый поиск – это результат совместной работы обычных пользователей системы и сотрудников компании.
Альтернативы сервисам Яндекса тут.