CMS
коментариев
Поделиться статьей:

CMS - что это такое?

16.08.2022 3808 на прочтение 14 минут

Развитие информационных технологий привело к появлению новых способов ведения бизнеса, в частности, онлайн. Это обеспечивается специализированным программным обеспечением (ПО), которое позволяет управлять контентом веб-ресурса без знания основ программирования. Рассмотрим подробнее виды такого ПО и его возможности. 

Что такое CMS

CMS (Content Management System) сайта это система управления контентом. Этим термином принято называть любое ПО, позволяющее управлять большими объёмами данных, причём, не только в онлайн режиме. Поскольку в последние годы на передний план вышла работа онлайн, то и большая часть разрабатываемых сегодня CMS ориентированы на управление данными по сети Интернет, то есть, позволяют работать с содержимым разного рода веб-приложений – биллинговыми системами, Интернет-магазинами, новостными изданиями и другими ресурсами. 

Для специфических CMS систем хостинг-провайдеры часто создают отдельные услуги или тарифы, на оптимизированных сервера - пример

Под управлением данными здесь понимается комплекс операций, позволяющих производить с ними любые манипуляции. Выделим основные из них:

  1. ввод содержимого в текстовом и графическом форматах;
  2. редактирование;
  3.  копирование;
  4. удаление;
  5. обработка – формирование отчётов, графиков, прайсов и т.п.;
  6. дополнительные операции – работа с чатом, формирование рассылок, и т. д.

Для реализации этих возможностей любая CMS-система оснащается панелью управления пользователя с графическим интерфейсом, которая предоставляет весь нужный инструментарий для работы. 
      
Большинство современных систем управления контентом, кроме указанных возможностей также позволяют создавать и изменять структуру сайта и его дизайн, реализуя таким образом полный цикл работы с веб-системой. Однако этот уровень доступен лишь для очень опытных пользователей. Большая же часть пользователей – менеджеры, операторы и др. работает только с содержимым сайта, не влезая в тонкости организации его структуры. Это объясняется достаточно сложным для быстрого освоения алгоритмом создания и изменения структуры сайта и его дизайна. Эта задача под силу лишь специалистам в области Information technology (IT).   

Виды CMS

Выше мы выяснили, что это такое – CMS или ЦМС система для сайта. Если у Вас спросят что такое CMS платформа или движок сайта, то это то же самое. На сегодняшний день в мире разрабатывается множество CMS-систем, количество которых исчисляется сотнями. Каждый производитель продвигает свои принципы построения программного продукта данного типа, то есть, нет какой-либо согласованности между ними. Поэтому и нет чёткой и однозначной системы классификации для такого ПО. Выделим несколько систем классификации современных CMS-систем:

  • по широте применения;
  • по функциональным возможностям;
  • по способу программной реализации;
  • по степени доступности для пользователей.    

По широте применения

Согласно такой классификации, указанное ПО можно разделить на специализированное и универсальное. 

Если система позволяет работать только с одним видом данных или одной жёсткой структурой для их представления и использования, то она относится к категории специализированной. В качестве примера можно назвать системы 1С и OpenCart. В первой из них используется специфический контент, направленный на ведение бухгалтерского учёта. Во второй – жёсткая структура представления данных, ориентированная только на ведение Интернет-магазина.   

Для универсального ПО характерны широкий спектр использования и большая распространённость. Это обеспечивается возможностью работать с контентом любой природы, а также отсутствием жёсткой привязки к какому-либо шаблону. Пример – CMS Joomla! 

По функциональным возможностям.

По этому критерию можно выделить простые CMS и шаблонные. 

Первые позволяют выполнять операции по управлению контентом – ввод, редактирование, удаление и др., однако имеют ограниченные возможности по изменению структуры сайта и его организации, например, отсутствие поддержи динамических страниц и других подобных возможностей. 

Шаблонные системы имеют гораздо более широкие возможности по изменению структуры сайта и позволяют реализовать практически любую конфигурацию сайта с любым типом контента. Пример – CMS WordPress, в которой возможна реализация любого типа веб-ресурса, благодаря наличию множества шаблонов от разных разработчиков. 

По способу программной реализации

Согласно этому критерию, можно выделить CMS с открытым кодом, коробочные и самописные. 

Для ПО с открытым кодом характерны масштабируемость, большая распространённость и доступность для пользователей. Масштабируемость, то есть расширение и развитие системы обеспечивается за счёт большого количества разрабатываемых плагинов от разных производителей, которые постоянно обновляются и улучшаются. То есть, сторонние разработчики выступают в качестве «движителя» для такой CMS. Пример - CMS WordPress. 

Для коробочных CMS характерны следующие признаки: невозможность изменения программного кода, малая степень распространения, слабая доступность для пользователей. Как правило, это коммерческое ПО, которое может быть платным или условно бесплатным. Это полностью закрытые системы, развитием которых занимается лишь сам производитель. Примеры: Wix, 1С-Битрикс, NetCat.  

Самописные CMS являются вершиной творчества программистов, часто заказываются под один конкретный проект и потому цена их разработки высока. В отличие от других видов ПО данной классификации, они гибко подстраиваются под требования заказчика и не имеют «лишних» модулей или каких-либо неудобств при использовании, так как всё это устраняется ещё на этапе разработки. Создаваться такие программные продукты могут на базе какого-либо из известных Фреймворков, например, Kohana или Laravel, или же быть полностью или частично реализованными путём «чистого» программирования на одном из известных языков программирования, например, Php или Python. Этот способ программной реализации, как правило, используется для реализации весьма нестандартных проектов.     

По степени доступности для пользователей

Классическим критерием доступности, как известно, является уровень стоимости того или иного вида ПО. Соответственно этому можно выделить платные, бесплатные и условно-бесплатные CMS. 

Платное ПО обычно менее распространено, более консервативно и надёжно в работе. Такой продукт обычно имеет коробочный вариант исполнения, то есть закрытый код. Пример - 1С-Битрикс.

Бесплатные системы имеют широкую распространённость и пользуются популярностью у пользователей. Как правило, они имеют открытый код и широкие возможности для развития.           
К условно-бесплатным можно отнести программные продукты, в которых оплачивается лишь малая часть их модулей, например, специальный шаблон от сторонних разработчиков или же взимается плата за его периодическое обновление. Пример – WordPress.

Популярные CMS

Как уже говорилось выше, наиболее распространены бесплатные или условно бесплатные CMS-системы  с открытым кодом, хотя, здесь могут быть и исключения. Для того, чтобы быть объективными, мы обратились к независимому сервису мирового уровня, являющимся подразделением Q-Success. Это компания W3Techs, которая периодически публикует рейтинги веб-технологий, используемых в сайтостроении. Рейтинги строятся на основе опросов. Их сайт: https://w3techs.com

Ниже представлен один из таких рейтингов, взятый на вышеуказанном сайте – список наиболее часто используемых в мире CMS-систем. Диаграмма, обозначенная серым цветом, показывает долю каждой из CMS в общем рейтинге систем, а зелёным –  среди известных систем. Мы будем пользоваться диаграммой, показанной только для известных на мировом рынке программных продуктов. Как видно из списка, 33,1 % от общего числа используемых систем управления контентом приходится на «неопознанные» системы. Вероятнее всего, это самописные CMS. Остальные 66,9 % приходятся на хорошо известные на рынке IT системы управления контентом. 

Можно заметить, что в первую пятёрку вошли следующие CMS-системы, показанные  в порядке убывания их рейтинга: 

• WordPress (64,3%);
• Shopify (6,2%);
• Wix (3,4%);
• Squarespace (3,0%);
• Joomla (2,5%).

Рассмотрим их детальнее и выясним как их можно классифицировать, согласно приведённым выше условным системам классификации.

WordPress

Побил все рекорды по популярности и, соответственно, распространённости по всему миру. Выпускается под лицензией GNU GPL. Сайт разработчиков – https://wordpress.com. Как видно из представленного ниже изображения, на главной странице сайта есть возможность выбрать любой из 19-ти языков мира, начиная от турецкого и заканчивая индонезийским. Количество поддерживаемых языков постоянно растёт, что говорит само за себя.  

Изначально WordPress разрабатывался как система для создания и ведения блогов, однако со временем все ограничения были сняты и сейчас на его базе можно создать сайт практически любой направленности, начиная от сайта-визитки и заканчивая новостным порталом или Интернет-магазином. Всё зависит от типа используемого шаблона или плагина, о чём говорилось выше. 

WordPress может быть действительно производительной CMS но для этого может понадобиться специальный тариф хостинга, либо оптимизация уже готового тарифа.

Согласно приведённым выше системам классификации, WordPress относится к категории ПО с открытым кодом, является универсальной, шаблонной и условно бесплатной системой управления контентом. Разработан на базе языка программирования Php. Он предоставляет удобную панель управления для работы с содержимым сайта. Вид панели управления WordPress представлен ниже. 
   

Shopify

Одна из известнейших разработок канадской компании из Оттавы, нацеленной исключительно на электронную коммерцию, то есть, онлайн бизнес. Позволяет создать Интернет-магазин любого уровня. Сайт компании разработчика: https://www.shopify.com. 
Классифицировать её можно как специализированную платную и шаблонную CMS-систему  коробочного типа, то есть, с закрытым кодом. Хотя она является платной, однако компания предоставляет для пользователей бесплатную Trial – версию, то есть, версию с ограниченными возможностями. В этом можно убедиться, взглянув на главную страницу их сайта, которая представлена ниже. 

   

Каталог тем:

Так выглядит панель для создания магазина:

Редактор WYSIWYG панели:

Документация по системе:

Магазин приложений для расширения сайта:

Возможности по восстановлению заброшенной корзины покупателя:

Возможности по корректировке названий и размеров элементов сайта:

Wix

Продукт создан более 15-ти лет назад Израильской компанией. Сайт разработчиков – https://wix.com. Поддерживается работа на более чем двадцати языках. Является облачной платформой для создания и управления сайтами. Это означает, что весь код и содержимое сайта будут находиться на хосте компании-разработчика. Позволяет создавать сайты как с помощью визуального редактора на базе HTML5 методом drag-and-drop, так и с помощью готовых шаблонов, как платных, так и бесплатных. 

Спектр типов создаваемых веб-ресурсов достаточно широкий, начиная от блогов и Интернет-магазинов и заканчивая веб-приложениями для ведения ресторанного (Wix Restaurants) или отельного (Wix Hotels) бизнесов. Идёт её постоянное расширение. Для работы с клиентами используется бизнес модель типа freemium, когда клиенту предоставляется возможность создать сайт бесплатно, однако любые дальнейшие действия по его запуску и ведению должны оплачиваться. Например, это касается подключения сайта к домену, управления рекламой и многих других подобных возможностей, которые являются платными. 

Что касается типа программной реализации системы Wix, то она разработана на базе мультипарадигмального языка программирования Scala и является закрытой для прямого вмешательства в код. Согласно сообщению на их сайте, в систему позволяется вставлять код лишь для особых случаев, таких, например, как подтверждение права собственности на сайт, ведение статистики и других подобных (см. изображение ниже). Возможно лишь её расширение за счёт интеграции новых плагинов.

 

Таким образом, данную платформу можно классифицировать как условно бесплатную, шаблонную, универсальную с закрытым кодом.  

Настройка сайта:

После настройки предлагаются дополнительные возможности:
 

Выпадающее меню панели управления – «Действия с сайтом»:

Боковое меню панели управления показывает возможности по управлению сайтом:

Возможности аналитики:

Squarespace

Разработчик платформы – американская компания, сайт – https://www.squarespace.com.  Весьма оригинальная платформа, получившая широкую популярность за рубежом. Изначально ориентировалась на создание блогов и личных портфолио, однако имеющийся на данный момент функционал платформы позволяет создавать гораздо более широкий спектр продуктов – Интернет-магазин, сайт-визитку, лэндинг и т. п. Имеет большую базу оригинальных шаблонов, которые можно редактировать. Ниже показаны предлагаемые на сайте темы. 

Создание сайтов интуитивно понятно и происходит в режиме WYSIWYG с помощью визуального редактора страниц, когда формируемое изображение соответствует конечному изображению после его публикации на сайте. Предоставляется двухнедельный бесплатный тестовый период.


Классифицировать платформу можно как платную универсальную с закрытым кодом, шаблонную.  Ниже представлен вид панели управления для создания сайта.   

Joomla

Поддерживает несколько десятков языков. Официальный сайт - Joomla.org. Создана на базе технологий PHP и JavaScript. Платформа ориентирована на создание широкого спектра веб-сайтов – сайт-визитка, Интернет-магазин, новостной портал и другие. Периодически обновляется. Множество используемых шаблонов. Допускается использование шаблонов от сторонних разработчиков. Свободно распространяется по лицензии GNU GPL. Открыта для расширения и редактирования всех компонентов структуры – шаблонов, модулей, плагинов.


Классифицировать платформу можно как универсальную, бесплатную, шаблонную с открытым кодом. Ниже представлены примеры работы с различными элементами в панели управления CMS. 

Работа с шаблонами:

Работа с категориями:

Работа с материалами:

Как подобрать нужную CMS

Подбор CMS для сайта дело не простое и требует комплексного подхода. Можно выделить два основных критерия для выбора платформы: 

  •  тип будущего веб-ресурса;
  • финансовые возможности для его создания и поддержки. 

Если сайт очень простой с редко изменяемым контентом, например, сайт-визитка, то платформа может быть универсальной с закрытым или открытым кодом, как, например, Squarespace. 

Если же планируется создать мощный ресурс для электронной коммерции, то в этом случае лучше воспользоваться одной из специализированных CMS, например, OpenCart, поскольку здесь всё рассчитано на ресурсы именно такого типа.

Для создания нетрадиционного сайта с особыми требованиями к функционалу лучше нанять программиста для программной реализации на одном из известных Фреймворков, например, Kohana. Только при этом заплатить придётся намного больше, чем за сайт на «классической» CMS.      


Close Screen
Yurii Prokopyshyn
Статей: 175
Оцените статью:


Спасибо за отзыв
Рейтинг: 4.7 из 5 Голосов: 3